Путь ткани
В Китае, на родине шелка, он был известен уже с эпохи неолита — 7 тысяч лет назад. В 1980-е годы на неолитической стоянке около г. Инъян археологи обнаружили наиболее древние остатки шелковых тканей — 3650 г. до н. э.
На выставке представлены находки эпохи неолита. Плетеный шелковый шнур, размером около 7 см., смотанный в клубок, был обнаружен на раскопках стоянки в нижнем течении р. Янцзы в 2005 г. Рядом демонстрируются нефритовые наконечники от самого раннего ткацкого устройства — поясного станка.
Ткани II—III вв. — это фрагменты и изделия из многоцветного узорчатого шелка цзинь. Так называются самые роскошные парчовые ткани. Для них требовалась высокоразвитая ткацкая технология.
Парча с узором в виде облаков и животных пользовалась успехом и во множестве вывозилась в другие страны. Иероглифы означают благие пожелания, например, на ткани из музея Урумчи вытканы пожелания счастья, благоденствия и многочисленного потомства. Сами облака символизировали долголетие. На синем фоне в извивах облаков, видны драконы, медведи и мифические звери: бисе и цилинь
Узорчатый шелк цзинь (фрагмент). Династия Хань или Цзинь. II—III вв. 20 x 43 см. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района, Урумчи.
Раздел тканей IV—VI вв. представлен образцами узорного шелка цзинь, редкой по сохранности шелковой блузой из тафты с рисунком, полученным в результате завязывания узелков и вышивками.
Влияние китайцев на развитие ремесел тех стран, где проходил Шелковый путь было велико, но и китайцы перенимали технику ткачества и узоры других народов. О роскоши и богатстве эпохи Династии Тан VIII—IX вв. дают представление образцы тканей с изображением Древа жизни с животными или птицами в медальонах, окруженных перлами-жемчужинами. Это искусная имитация сасанидского (иранского) стиля парчи.
Возможно, эта техника существовала в Китае еще в III в. до н. э., или пришла вместе с шерстяными гладкими коврами из Центральной Азии в VII или X—XI вв. До этого китайские узорные ткани создавали на сложных ткацких станках. Гораздо более сложных, чем представленный станок с двумя ремизами. Узоры создавались нитями основы разных цветов, а уток играл роль основы. С появлением техники кэсы, узоры стали делать «привычным» для нас способом — утком. Изменился и орнамент. Техника давала возможность использовать неограниченное число цветных нитей и создавать уникальные ткани с разнообразными живописными мотивами.
В то время на создание женского платья в технике кэсы уходил месяц.
К XIII в. искусство кэсы достигло совершенства.
В технике кэсы выполнены ткани XIII в. Например, фрагмент женского костюма с изображением распустившихся пионов. У нас прием известен как техника с просветами в гладком шпалерном ткачестве.
Шелковая ткань в технике кэсы (фрагмент). Династия Юань. XIII в. Китайский национальный музей шелка, Ханчжоу.
© 2006 И. Дворкина
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
Просьба к авторам сайтов и книг : если у вас возникло непреодолимое желание
использовать мои материалы, обратитесь за разрешением и не забудьте указать автора.