Ремесла
Каждый из бытовых предметов на выставке для нас — диковинка. Без любезных пояснений на этикетках часто и не догадаешься, для чего он предназначен.
В витринах представлено много ритуальных вещей: одежда и атрибуты шаманов, книги и иконы, таблички и колокольчики, молитвенный барабан и гадательные принадлежности.
В скромных предметах крестьянского быта, в отличие от праздничных одежд, нет никаких излишеств и ярких красок. Конструкция изделий оптимально функциональна. Например, узор в плетеных изделиях создается самим плетением или введен минимально.
Бесчисленные украшения не только сопровождают костюмы, но и представлены в витринах. Неожиданные соединения шерстяных и хлопчатобумажных нитей с металлами, кораллами, агатом, бирюзой, раковинами, перламутром, рогом, костью, перьями, бисером, бусинами оказываются вполне естественными.
Выставка пройдет, а идеи останутся…
А что, если взглянуть на выставку не глазами ученого этнографа, искусствоведа, а просто нашей современницы, но с золотыми руками?
Идеи для тех, кто шьет, вышивает, ткет, увлекается батиком, кожей и мехом, занимается ювелирными изделиями и работами по дереву на выставке "Краски Китая" неисчерпаемы.
Эта большая выставка — всего лишь малая часть национального богатства народов Китая.
Женское украшение для пояса. Народность лису. 1980. Два шнура украшены морскими раковинами-каури, ниже идут по пять нитей с пластмассовыми бусинами и пышные витки ярко-красных хлопчатобумажных нитей. Длина 80 см.
Шпильки. Народность ну. 1980. Вес 174 г.
Прикреплялись к чалме серебряными стержнями, шелковые кисти в виде конских хвостов свешивались вперед.
Саше в виде Золотой рыбки, дракона, львов и просто мешочка. Народность бай. 1980.
Шелк, золотые и серебряные нити, бисер, аппликация, вышивка, кисти.
Веселые детские нагрудные украшения, набитые ароматными лекарственными травами, служили оберегами от болезней
Нагрудное украшение. Народность монголы. 1960. Серебро. Вес 328 г. Корзина с цветами, тыква-горлянка и рыба с подвесками в виде семян кунжута прикрепленные к одежде мелодично звенели при ходьбе. Внизу подвешены ухочистка и шилья.
Серьги шао. Народность дзан. 1950. Серебро, шерсть, чеканка. Общий вес 102 г.
Серьги носили и женщины и мужчины. Серебряный футляр, напоминающий гриб не просто украшение. Туда клали нитки, иголки, деньги и прочее. Конечно, наши ушки неприспособленны для таких очаровательных вещей, но почему бы не повесить на них хотя бы пестрые помпончики?
Каких только украшений не придумано за 5000-летнюю историю Китая: головные и шейные, нагрудные и поясные, наручные и ножные. Декоративная их роль — вторична.
Серебряные украшения свидетельствовали о статусе и богатстве владельца: чем их больше, тем выше знатность.
В Китае, в отличие от европейских стран, не утеряна память о значении того или иного орнамента. С древности они оберегали своих владельцев от злых сил и несли благие пожелания. Так, изображения рыб и граната обещали большое потомство, раковины каури — богатство, ведь когда-то сами раковины служили деньгами по всему миру. Одновременно каури являлись и женским символом, поэтому также связаны с потомством.
Народы древней страны не забывают своих предков, свою историю и сохраняют их в символах одежды, украшений и бытовых предметов. То, что мы видим — не мертвые этнографические экспонаты (старинных вещей здесь немного). Это живая память, а не сувенирные, на показ туристам национальные изделия. И так хочется, чтобы эти самобытные вещи жили еще долго-долго, радуя и своих владельцев и тех, кому доведется увидеть их в реальной жизни.
Кажется, нет такого вида вышивки, который не используют китайские мастерицы: узорчатые швы, гладь, косичка, петельчатый и счетный швы, «китайский узелок», вприкреп. Сочетание разных видов вышивки с батиком, набойкой, аппликацией, ткачеством, шитьем золотой нитью и конским волосом создает удивительные эффекты.
И нет такой вещи, которую здесь не украсили бы вышивкой: от одежды, обуви, головных уборов до сумок, дверных завес, ритуальных знамен и икон.
В вышивках отражено всё: природа, где живет определенная народность, её история, начиная с племенных тотемов, буддийские сюжеты, растения и животные. Часто встречаются благопожелательные надписи, например, «Счастье размером с Восточное море».
слева:
Наплечная сумка для девочек. Народность хани. 1975. Домотканая материя, алюминий, байка.
справа:
Наплечная сумка с вышивкой. Народность бай. 1980.
Ткань с вышитыми лотосами, фигурками людей, птиц и другими благопожелательными символами. Такой подарок мог преподнести влюбленный юноша своей девушке.
Более всего на выставке впечатляют маски. Яркий цвет, гротескные черты, "жуткий" реализм голов быков для "танца духов". Угрожающие черты масок злых духов не должны пугать добропорядочных людей. Они угрожают только плохим людям, несчастьям и стихиям. Интересно, что маски злых духов выглядят гораздо выразительнее, эмоциональнее спокойных образов добрых духов-покровителей.
Ритуальная маска. Народность чжуан. Бамбук, бумага ткань. 50 x 54 x 50 см.
Чудовищную голову быка с огромными глазами-зеркалами использовали в церемонии жертвоприношения, чтобы обеспечить успешную пахоту на быках
(Фото Е. Колесниковой).
Ритуальная маска. Народность тибетцы. 1990. Дерево. 32 x 27 x 47 см.
На нас смотрят три широко распахнутых, удивленных глаза четырехликой кобальтовой маски для танца тибетского шамана.
Сутра на пальмовых листьях. Народность дай. 1950. 51 х 5 см.
Издавна тексты сур передавались из уст в уста. В 1277 г. монах Дуинда решил записать их на пальмовых листьях. С тех пор на них записывают и предания народа дай.
© 2006 И. Дворкина
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
Просьба к авторам сайтов и книг : если у вас возникло непреодолимое желание
использовать мои материалы, обратитесь за разрешением и не забудьте указать автора.