Краски
Очень они разные — краски народов Китая. Все цвета радуги и все их оттенки видим мы в праздничной женской одежде, поясах, головных уборах, обуви, масках, вышитых платках, сумках, попонах. Более скромная гамма в повседневной одежде и мужских костюмах.
Яркими красками, длинными рогами, зубами и волосами из пальмовых волокон пугают маски злых духов, а маски добрых покровителей окрашены в спокойные, натуральные тона.
Благородно и нежно сияют украшения и утварь из серебра, украшенные тонкой филигранью, резьбой, гравировкой, инкрустацией, чеканкой.
Длинные иконы-свитки, свисающие со стен, написаны на кустарной бумаге. Хотя и приглушенно, но они также сияют всеми красками.
Маленькие ритуальные статуэтки, вырезанные из дерева — бараны, коровы, курицы и другие животные исполнят свою роль духов и без яркой раскраски.
Плетеные и вырезанные из дерева предметы поблескивают натуральным золотистым цветом, Те, что используются в ритуальных целях, покрыты черным лаком и расписаны золотыми и красными красками, напоминающими нашу лаковую роспись.
Сборники ритуальных текстов притягивают взгляд загадочными знаками и пожелтевшей бумагой из бамбука.
Вот такие они — краски Китая.
Текстильный раздел выставки — самый обширный: одежда, пояса, платки, сумки, головные уборы, обувь.
Костюм
Первое впечатление — не слишком ли пестро? Вглядываясь и привыкая к этому текстильному языку, начинаешь понимать его гармонию. Каждый костюм можно изучать часами. Часто он включает в себя одновременно множество рукодельных приемов. Для тех, кто разбирается в различных приемах вышивки, лоскутной техники, узелковом и горячем батике, плетении, ткачестве, — такой костюм — это универсальный мастер-класс.
Оказывается в Китае, кроме китайского халата существует еще множество разнообразных и хитроумных фасонов одежды. Например, строгий традиционный костюм знатной дамы сшит в 1970 г. по фасону Цинской эпохи. Праздничные костюмы ярки и изысканны; повседневные — скромные, но с обязательным украшением.
Одеяния жрецов и шаманов привлекают загадочными атрибутами, а старинный театральный костюм 1910 г. — необычными формами.
А материалы? Таких тканей нам еще не доводилось видеть: луб, "огненная трава" хоцао, лягушачья кожа, рыбья чешуя, кожа и мех диких животных.
Как разнообразна природа Китая и ее многочисленные народности, так ярка и многообразна их одежда и украшения: «Через десять ли ветер другой, через сто ли костюм иной», — говорят в Китае.