В технике узелкового крашения не обойтись без обычных хлопчатобумажных ниток, веревок, шнуров, лент. Они должны быть крепкими, плотно прилегать
к ткани и не пропускать краску. Это лучше делают навощеные веревки.
Веревки не только фиксируют сложенную ткань
в нужном положении, но и сами создают рисунок полос -соответственно узких или широких.
Вначале нелегко научиться туго затягивать узлы нитей и веревок.
Многие приемы требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего закреплять утюгом каждую складку по мере их образования.
Кроме того, нам понадобятся камешки, бусинки, горошины, бельевые прищепки или другие зажимы, различные дощечки, палочки.
Наверное, это был самый первый способ украшения ткани с помощью резервирования. Ведь куда проще - завязать часть ткани узлом и опустить в краску. Спрятанный участок после крашения остается белым, да не просто белым - от него в разные стороны идут затейливые цветные тропинки.
Но название «узелковый батик» не отражает всего разнообразия приемов техники.
Главное отличие узелкового батика - его утилитарный характер. Хотя художники порой используют узелковое крашение как фон в картине для последующей росписи, но в основном его применяют для украшения одежды и предметов домашнего обихода. И тут уже не требуется никаких особых художественных навыков.
Создание уникального узора легко осуществимо
в домашних условиях, так как рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают и прошивают, а затем красят.
Наиболее удобна для узелкового крашения хлопчатобумажная ткань. От толщины и структуры ткани зависит будущий рисунок. Тонкие ткани легче завязать, прокрасить и получить четкие линии на сгибах.
Подходят также шелк и вискоза (их используют, например, в Индонезии на островах Суматра и Бали).
В Индии, кроме хлопка, красят шелк и тонкую шерсть.
Сложнее работать с шерстью, бархатом, плюшем, трикотажем, но на них можно получить интересный эффект. На шерсти умеют работать племена берберов в Африке. В Тибете используют толстую шерсть
и фетр.
В Западной Африке крупный и несложный рисунок получают даже на циновках. Конечно, на таких материалах рисунок будет нечетким и грубым.
Искусственные ткани для узелковой техники не годятся.
Полотно не обязательно должно быть белым, но наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и темного фона.
Ткань подготавливаем так же, как и для других видов батика. Если нужно, размечаем рисунок карандашом.