В начале была ткань... Такая белая, чистая, гладкая, что ее хотелось как-то украсить...
Нет, пожалуй, это было гораздо позднее, а сначала была просто толстая серая дерюга, но все-равно ткачихе хотелось ее украсить, и она вплела яркую цветную нитку. Тонкая полоска стала первым узором. Но может быть, она не соткала, а нарисовала ее?
Теперь уже никто с уверенностью не может сказать, какой узор появился раньше: тканый или нарисованный на сотканной ткани от руки. Но пусть это останется тайной, а мы займемся необычным для нашего индустриально-компьютерного века ремеслом: научимся расписывать ткани своими руками и заменим тиражированный ширпотреб уникальными вещами.
Первые эксперименты по росписи лучше делать на недорогих хлопчатобумажных тканях. Наверное, вы сразу представили белоснежное простынное полотно, бязь или ситец — действительно, они используются для батика, особенно горячего. Но нам пригодятся
и более плотные ткани, такие как репс, поплин.
Тонкие ткани — мадаполам, маркизет, батист, шифон очень хороши для изысканной росписи. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но, чем тоньше ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входит и резервирующий состав, и краситель.
Льняные ткани окрашиваются хуже, к тому же грубые узелки в переплетении могут испортить впечатление от росписи.
Ткани из растительных волокон растягиваются немного, поэтому натянуть их на раму не представляет трудности.
Овладев техникой росписи, переходите на шелковые ткани. Нежные воздушные шелка не случайно предпочитают художники. Переливы сочных красок на блестящей поверхности вдохновляют на постоянные поиски новых художественных средств.
На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке. Краски растекаются быстрее, чем на хлопке, поэтому расписывать шелк — одно удовольствие.
Об особенностях росписи на шелковых, шерстяных и синтетических тканях, подготовке к росписи
и переводу рисунка на ткань - читайте в первой главе книги.