От крапивы до золотых нитей
Веками ткани и ковры делали из натуральных нитей: шерсти, шелка, хлопка. Они остались основными материалами для ручного ткачества и сегодня. Но существует и множество других текстильных волокон.
Сведения по истории применения и особенностях различных материалов дадут возможность осознанно использовать ту или иную пряжу в работе, извлекая из нее максимальный художественный эффект.
Особенности и качество волокна влияют не только на внешний вид тканого изделия, но и на его практические свойства при ткачестве и в быту.
Кошма ценней серебра
Шерстяной войлок — текстильное изобретение кочевников-скотоводов Евразии, предположительно, индоиранцев.
В 1970-е — 80-е годы самая древняя нетканая материя получила новую жизнь. Художники начали обращаться к технике валяния для создания войлочных ковров со свободным рисунком, уникальных объектов, одежды. В XXI веке возросшая популярность валяния привлекала к нему все больше художников и любителей рукоделия и в нашей стране. Кроме традиционных способов появились новые. От утилитарных кошм войлочный ковер вновь поднялся до уровня монументального искусства.
Войлок может быть жестким и плотным, как земля, и мягким и пушистым, как снег; стелиться толстым ковром и укрывать голову тонким платком; успокаивать душу теплыми гармоничными натуральными цветами и веселить глаз яркими или пастельными тонами.
Войлок — это то, с чего начиналась цивилизация, один из первых ковров, который изобрел человек, и древнейшее ремесло, оказавшееся вполне актуальным сегодня.
Прядение
Бесконечная нить, извлекаемая из спутанной кудели терпеливыми женскими руками, породила древний всеобъемлющий образ-символ непрерывности времени и пространства, связи и судьбы, мысли и времени.
У многих, в том числе индоевропейских народов, богинями судьбы являются пряхи.
Нить с древности служит символом поколений, преемственности, ряда, тем более веревка, ссученная из множества нитей, она как бы раздвигает понятие вширь.
Первое приспособление для прядения было очень простым: готовая нить, скрученная руками, наматывалась на палку. Проходили тысячелетия и, наконец, палку начали использовать не только для навивания, но и для кручения нити. Она превратилась в знакомое нам веретено с пряслицем. Прясть гораздо легче, если кудель к чему-то прикреплена, например, к рогатке.
Самая древняя форма прялки — простая палка длиной в 1—1,5 м с утолщением посередине. К ней привязывали кудель.
Сама прялка была олицетворением древа жизни, а в резных кругах, лучах, линиях заключена древняя космогоническая схема. Прядение — это бесконечное движение во времени. Непрерывно крутится веретено, и тянется нить жизни.
Возникновение ткачества
Первые ткани, еще грубые, изготовляли с помощью плетения. В отличие от ткачества в плетении нет разницы между основой и утком, нет и механического чередования нитей основы. Станок заменяют пальцы, ветви дерева, вбитые колышки и тому подобное. С появлением первых примитивных станков в VIII—II тыс. до н. э. ткачество отделилось от плетения.
Архаичные горизонтальные и вертикальные станки представляют собой набор палок и планок. Объединенные нитями основы они превращаются в ткацкий станок.
Станки почти одинаковы по конструкции. Главное различие — в расположении нитей основы относительно земли. На вертикальном станке основа расположена перпендикулярно земле. На горизонтальном станке, стелющемся по земле, нити основы идут, соответственно, параллельно земле. Поэтому станок в рабочем положении занимает больше места. Такая конструкция вполне гармонировала с обычаем сидения на полу.
Один из древнейших видов ткацких станков появился более 5000 лет назад и используется до сих пор. Называют его по самой интересной детали — поясным.
Инструменты
С древности и до наших дней в ручном ковроделии используют всего несколько инструментов. Они очень просты, хотя века и человеческая смекалка сделали их со временем более совершенными.
Гребни и колотушки используют при работе на наземных ковровых горизонтальных станках и вертикальных станках определенного типа. Гребнем прочесывают ворс, удаляя короткие и сухие волоски и сор, оправляют ворс перед стрижкой, тем самым затягивая и выравнивая узлы.
Колотушкой уплотняют нити утка и ворсовые узлы при ткачестве гладких и ворсовых ковров.
Ножницы для стрижки ворса должны быть длинными и острыми. Они прошли путь от обычных ножниц до специальных ковродельческих.
Нож. В древности узловую ворсовую нить отрывали руками. Такая работа, конечно, портила руки, а ворс получался неровный: и впрямь, «медвежья шкура». Позднее стали использовать ножи.
Челнок. При ткачестве уточную нить когда-то протягивали пальцами, потом стали наматывать на палку (веретено). При этом нити утка во время прокидки задевали за основу. Это привело к уплощению палки. Уток стали накручивать на дощечку с вырезами по краям — челнок.
Рождение ковра
Ковер прошел путь от грубых, примитивных до высокохудожественных изделий. У кочевых племен не было времени на выработку ворсовых ковров, которые требовали многих месяцев работы на широком станке. Поэтому у них больше развивалось войлочное, гладкое ковроделие и ткачество небольших изделий на узком станке. Менее прочные, чем ворсовые, зато легкие и небольшие коврики были удобны в кочевой жизни. Ковры с длинным грубым ворсом бытовали в горных, более холодных районах.
Кочевник не предъявлял особых требований к качеству ковра, его расцветке и орнаменту. Но в соседних земледельческих, садоводческих районах, культурных центрах Востока ковер, со временем, становится предметом роскоши, украшением богатых городских домов, дворцов и храмов. Ковры начинают делать на продажу, повышается качество шерсти, плотность, художественная ценность. Ворс укорачивается.
Никакая ткань не выдержала бы столь многочисленных обязанностей, которые выпали на долю ковра. Но ковровая ткань прочна и долговечна. Ценность ковра, если это истинное произведение искусства, возрастает год от года.
Ткачихи небесные и земные
У всех народов прядением и ткачеством распоряжались женские божества — подтверждение того, что это ремесло изначально было женской обязанностью.
Богини, покровительницы женского рукоделия, сами были прекрасными мастерицами и учили женщин своему искусству. Во времена Гомера ткачество — это занятие для богинь.
Похоже, Великие богини, посчитав на определенном этапе зазорным для себя заниматься прядением, передали эти функции мойрам. А остальные многочисленные обязанности распределили между множеством новых богинь, покровительствующих разным ремеслам. Мифы о небесных божествах со временем превратились в сказки про добрых и злых колдуний.
Земные ткачихи превратили грубое первобытное ремесло — ткачество в высокое искусство.
Придумывая, перенимая навыки у матерей, совершенствуя их, женщины во все века считали себя лишь скромными ученицами Великой Богини.