Композиция из 7 частей
“Диалоги”. 1978 г.
Размеры частей 150(180)x100 см.
Эксперименты в ткачестве в начале 60-х годов совпали с распространением абстрактного искусства. Сюжет, реалистические изображения, всегда создавали определенные трудности для художника-ткача. Абстракция дала ему возможность выражения эмоций через цвет и фактуру.
Работы Иоланты Овидзка (Польша) поражают полной свободой владения ткацкими приемами, неровной, неоднородной поверхностью, импровизационной манерой ткачества. Так работать можно только тогда, когда сам сидишь за станком, когда не давят сроки и требования заказчиков, когда идея медленно обретает материальность,
а собственное настроение, почти неуловимые душевные движения ведут нить.
На выставках гобелены И. Овидзка окружали зрителя со всех сторон. Они висели посреди зала, спускаясь с потолка до самого пола. Их можно было смотреть с обеих сторон. Даже понятие «изнанки» гобелена в новых работах художников 60-х годов могло исчезать, хотя прием этот древний.
Гобелен “Жизнь после жизни”. 1979 г.
125x125 см. Лен, шерсть,сизаль, шелк
Здесь нет реальных образов. Это бесконечное полотно, кажется, только в силу технических условностей разделено на части. Абстрактные цветовые пятна, линии, резко возникающие и плавно исчезающие, мягкие тональные переходы
и резкие контрасты создают образы, подобные музыкальным.
Чувствуешь, что тебя окружает все тот же вечный
и современный земной мир с его сомнительными “благами цивилизации”, сложными взаимоотношениями человека с живой природой.
Бесконечные перетекания, неровности, появляющиеся и пропадающие узоры, а порой так и не проявившиеся, растаявшие в небытии - это образ самой жизни, с ее неуловимостью и вечной загадкой для человека.
Исчезла традиционная кайма. Да она и невозможна
в абстрактных гобеленах, которые выглядят как бы осколком, большим фрагментом бесконечной Вселенной.
В абстрактных композициях всегда есть какая-то тайна, в которую хочется проникнуть. Интригуют
и цвет и сама форма цветовых пятен.
Не перегруженные идейным содержанием, они очаровывают, особенно, если в их основе не сухие построения, а эмоциональные образы.
Не только нить, но и сам цвет стал свободным, получил самостоятельную роль.
“Цветные мысли” так называется одна из работ
И. Овидзка 1966 года.
В последнее время
И. Овидзка, как и многие художники, работает в другом направлении - в технике ассамбляжа. (Смешивание различных техник, видов
и материалов).
© 2006 И. Дворкина
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
Просьба к авторам сайтов и книг : если у вас возникло непреодолимое желание
использовать мои материалы, обратитесь за разрешением и не забудьте указать автора.