Мы будем заниматься ручным ткачеством, следовательно, нам понадобится совсем немного инструментов. Они почти не изменились за свою многовековую историю.
Самое важное орудие - ковровая колотушка.
Основа и уток - главные действующие лица
в ткачестве.
Роль основы довольно скромная. Она составляет каркас гобелена и не видна в готовом ковре, но без нее он не может существовать.
Задачи утка сложнее. Уточные нити пересекают оснόвные по горизонтали. Именно они создают рисунок гобелена.
Поскольку нити основы должны быть прочными, для них берут толстые крученые льняные или хлопчатобумажные нити (веревки). Цвет основы
в гобелене значения не имеет, так как она полностью скрывается под уточными нитями. Взяв для основы более толстые нити, чем для утка, вы сэкономите время и уточную нить.
Требования к утку другие. Его прочность - не обязательное условие. Важно, чтобы нить утка была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы.
Главным материалом в ткачестве ковров и шпалер всегда была овечья шерсть.
Использовали в ковроделии и верблюжью, козью шерсть, конский волос. Шелк употребляли
в старинных шпалерах для изображения освещенных
и светлых мест рисунка.
Чем лучше качество шерсти, тем изящнее будет выглядеть ваше изделие. Удобна в работе
и грубоватая ковровая полушерсть. Синтетические волокна делают ее более жесткой и прочной.
Растительные волокна - лен, хлопок, джут, сизаль
и другие - встречаются в гобелене редко. Зато искусственные и синтетические волокна современные художники применяют наряду с шерстью.
В наше время в гобелене используют самые неожиданные текстильные и даже не текстильные материалы: полоски ткани, трикотаж, тесьму, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дерева и т. п.
Присматривайтесь к материалам, окружающим вас, ищите необычные решения.
Она нужна для того, чтобы плотнее прибивать нити утка к наработанной части ткани. Если колотушку сделать трудно, ее с успехом заменит обычная старая металлическая вилка.
Для вязания ворсовых узлов существует нож-крючок, благодаря которому экономится время,
а пальцы ткачихи меньше страдают.
Приготовьте также длинные острые ножницы для стрижки ворса и гребень для прочесывания
и выравнивания ворса.
В ручном ткачестве уточную нить можно прокладывать просто руками, но челноки различной формы облегчают работу.
В книге даны чертежи инструментов.
© 2006 И. Дворкина
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
Просьба к авторам сайтов и книг : если у вас возникло непреодолимое желание
использовать мои материалы, обратитесь за разрешением и не забудьте указать автора.