Батик у яванцев - не просто ткань с рисунком. Это некое живое существо, в котором находят приют духи предков по материнской линии. Сама ткань является оберегом женщины. Отсюда и бытование ритуальных священнодействий во время окрашивания тканей.
Процесс создания яванского батика очень сложен. На роспись куска ткани (для каина длиной 220 см
и шириной 105 см; для саронга - 250х150 см) уходит
от двух недель до полугода. Ткани с очень тонкими узорами расписывали до двух лет.
Этапы работы над батиком
1. После стирки на ткань наносят крахмал и отбивают деревянными молотками.
Для традиционного батика употребляют только хлопчатобумажные или льняные ткани. Разрезанные куски материи несколько дней подготавливают
к росписи. Сначала их размягчают в воде 1 - 2 дня, затем стирают и просушивают. Кипятят в рисовом крахмале
15 мин., чтобы воск не входил слишком глубоко в ткань.
По другому способу ткань после стирки выдерживают 6 - 12 дней в растворе арахисового или касторового масла и щелока из золы рисовых стеблей и трут несколько раз в день.
В заключение ткань отбивают колотушками. Гладкая эластичная ткань позволит создать батик высокого качества.
2. Узор наносят расплавленным воском с помощью инструмента чантинга или штампа.
3. Покрывают воском остальные места, которые не должны быть окрашены синим цветом.
4. Первое погружение в краситель дает индиговый цвет. Ткань опускают в холодную краску много раз в течение полутора недель и даже больше.
5. Тупым ножом счищают воск с тех мест, которые должны быть окрашены во второй - коричневый цвет. Закрывают воском синие детали рисунка.
6. Покрывают воском части рисунка, которые должны остаться синими.
7. Второе погружение в краситель дает коричневый цвет, а на тех местах, которые были окрашены синим
и не закрыты воском, получается черный цвет.
8. Воск легко удаляют, окуная ткань в кипяток, просушивают ее и погружают в щелочной раствор. Несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона.
В заключение ткань стирают. Такой батик никогда не полиняет.
Столь сложный процесс создания тулис-батика сохраняется лишь в нескольких мастерских Центральной Явы. Большинство батиков сегодня изготовляют с помощью небольших медных штампов - чапов, которыми наносят воск.
И хотя узор с помощью штампа получается более точным, чап-батик теряет свою одухотворенность, очарование рукотворной линии, в которую вложены
и мысль и чувство.
Расплавленный воск льется через узкий носик чантинга, а искусная мастерица быстро ведет его по ткани, нанося тонкие узоры на лицевую, а затем изнаночную сторону полотна, глядя уже на просвет.
После каждого опускания в краситель ткань высушивают,
и под действием кислорода она приобретает все более темный синий цвет.
© 2006 И. Дворкина
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
Просьба к авторам сайтов и книг : если у вас возникло непреодолимое желание
использовать мои материалы, обратитесь за разрешением и не забудьте указать автора.