Методы горячего батика с древности использовали в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, африканских странах.
Но первое место в искусстве горячего батика принадлежит Индонезии. Считают, что здесь батик начал развиваться в начале нашей эры.
Батики производят главным образом на острове Ява. Это традиционные ткани, которые используются как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии - причем
и мужчинами и женщинами.
Ткань, которая драпируется на теле называется каин-батик; полотно, сшитое с одного бока так, что получается прямая юбка, - это саронг. Существуют еще два важных предмета национальной одежды - плечевой шарф сленданг и мужской головной платок каин-икет.
Процесс “рисования с помощью воска” также называют батиком.
Яванский батик с классическим рисунком не поразит вас с первого взгляда. Неброские глубокие синие
и коричневые тона с проблесками фона цвета слоновой кости кажутся очень скромными, а узоры, сколько ни вглядывайся, - совершенно загадочными.
Мировая слава индонезийского батика - результат соединения уникальной техники и художественного совершенства, с которым воплощаются древнейшие узоры, тщательно сохраняемые до наших дней.
Их насчитывают более десяти тысяч.
Познакомимся с некоторыми мотивами на примере яванских батиков середины XX века.
Индиговый фон со множеством белых точек напоминает звездное небо. Роль созвездий играют коричневые узоры. Непросто проникнуть в их суть - ведь главные мотивы яванского батика дошли до нас от эпохи неолита и бронзы. Но все же попробуем…
Прежде всего “звезды” имеют более прозаическое, но важное толкование - это зерна риса, то есть символ плодородия, пожелание благополучной и счастливой жизни.
На фрагменте внизу видна ладья, перевозящая души в царство мертвых - “корабль мертвых”. Под ней, скорее всего, изображены два огромных бутона лотоса. Корни водяного растения уходят на много метров в глубину и таким образом соединяют нижний мир и водный. Лотос служит символом неиссякаемого плодородия земли, вечно возрождающейся жизни
и бессмертия.
Из центра ладьи вырастает священное Древо жизни. Оно соединяет верхний и нижний миры, причем само Древо символизирует все сферы: ветви - небесную, ствол - земную, корни - подземную. Над Древом находится павильон с двускатной крышей. Обычно его изображают и называют “крылатым”, но в этой поздней форме “крылья” уже выглядят как завитки. “Крылатые павильоны” напоминают древние
и современные храмы, которые, в свою очередь, символизируют священную гору Меру, индуистский центр мироздания. Выше, возможно, - облака, а над ними - сильно стилизованный павлин с распущенным хвостом, в Юго-Восточной Азии - символ солнца.
По краям его окружают парные птицы, очевидно фениксы, с длинными хвостами. Выше них - растительные мотивы. Над павлином - пышный цветок священного лотоса, который снова соединяется
со своими корнями.
Таким образом, внешне скромный узор ткани представляет собой древнейшую схему мироздания, где все элементы как бы нанизаны на общую ось - они неразрывны.