wp36cbd704.png
wpb245aeb1.gif
ИРИНА ДВОРКИНА

«РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО. ПРАКТИКА. ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОСТЬ»
wped4ab55f.png
Главы третьего тома:
wp40b4365a.png
   Третий том посвящен искусству шпалер — гладких настенных сюжетных ковров. Прослеживаются истоки, этапы и особенности создания шпалер.
    За десять столетий своей истории шпалера прошла путь от традицонных гладких ковров до объемно-пространственных текстильных конструкций. Ранние средневековые шпалеры сменились роскошными ткаными картинами эпохи Возрождения и барокко. За расцветом приходил упадок, потом снова шпалеры входили в моду.
    Новая жизнь предстояла им в ХХ—ХХI веках, когда за ткацкие станки сели сами художники вместо ткачей-исполнителей. С того времени сюжетный ковер стал доступен не только королям. Книга широко иллюстрирована авторскими фотографиями.
Истоки

   Удивительное искусство, возникшее на основе нескольких древних ремесел, в течение десяти столетий своей истории познавшее периоды и расцвета, и упадка таит в себе немало загадок...
Что же такое собственно шпалера — ковер, картина, декоративная обивка? Как шпалера появилась на свет?
   По технике исполнения — это гладкий ковер.  Но традиционные ковры, главным образом, орнаментальные. Они обычно имеют раппортное построение узоров, близкое к тканям, хотя и ковры когда-то имели сюжет, со временем превратившийся в декоративные знаки, не считая более поздних, чисто сюжетных ковров. И повторяются ковровые узоры веками, хотя и с вариациями. Поэтому ковры относят к утилитарным ремесленным изделиям. А классическая шпалера, благодаря ее сюжетному характеру, скорее тяготеет к изобразительному искусству.
   Может быть, у ее истоков стояла живопись?
Стремление украсить стены своего жилища, мы видим еще у первобытного человека...

Как ткали шпалеры

   Появлению такого сложного произведения искусства как шпалера предшествует множество технических и художественных этапов.
    С особенностями станков для ткачества шпалер мы уже познакомились в первом томе.
   Рисунок, предназначенный для воспроизведения в ткачестве, создавался художником специально или использовалось самостоятельное живописное произведение. Часто это были книжные миниатюры.
   На ранних этапах истории шпалеры ткачи были свободны в выборе цветов пряжи, участвовали в подготовке рисунка (картона). Поскольку эскиз не был разработан подробно, ткач работал над деталями творчески. Благодаря этому в ранних шпалерах можно видеть манеру мастера, излюбленные приемы тканья, ощутить его темперамент, даже одобрительное или отрицательное отношение к изображаемым героям...
  
В мире старинной шпалеры
Ранние шпалеры.
Мильфлеры.
От Средневековья к Возрождению.
Шпалера в эпоху барокко.
Расцвет или упадок?
Шпалерное дело в России.

   В то время как сюжетное ткачество веками существовало в Египте и на Востоке, в Европе  X—XII веков все еще только начиналось. В неприступные суровые замки постепенно входило искусство. Ткани, ковры, изделия из драгоценных металлов и камней одухотворяли строгие интерьеры из камня и дерева.
   К наиболее значительным ранним явлениям в искусстве настенных ковров относятся шпалеры из Кафедрального собора г. Хальберштадта, созданные в 1165—1190 годах. Высокий уровень ткачества указывает на развитое шпалерное производство в Германии. Ковры хорошо сохранились, хотя отдельные их части пришлось реставрировать после пожаров в соборе. Шпалеры «Ангелы» и «Апостолы» основаны на библейских сюжетах...

Метаморфозы современного гобелена
Возрождение гобелена.
Традиции, поиски, находки.
Гобелен отрывается от стены.
И снова упадок?
Гобелен в СССР.
Эксперименты в СССР.
Гобелен на постсоветском пространстве.
Необычные материалы.
Нетрадиционная форма.
Смешанная техника.
Объемно-пространственный текстиль.
Мини-текстиль.

   Попытки возродить искусство шпалеры начались в XIX веке и продолжались в начале ХХ века. Постепенно приходило понимание того, что нужно в корне менять принципы создания стенного ковра. Мастерские, занимавшиеся изучением шпалер и их производством в Германии, Англии, Скандинавии в конце ХIХ века уже применяли невысокую плотность основы, ограниченную цветовую гамму пряжи, упрощенный рисунок.
   Но серьезные сдвиги произошли лишь к 1940-м годам, когда французские художники во главе с Жаном Люрса совершили настоящий переворот в старинном ремесле.
   В ХХ веке гобелен из чисто элитарного превратился в вид искусства более доступный и для покупателей, и для создания самим художником, без участия ткача.
    Гобелен вновь достиг совершенства, и…снова начались поиски. Мысль художника всегда стремится вперед, ищет нестандартные решения. В искусстве ценно то, что несет нечто новое, и, поскольку содержание его — темы вечные, то начались активные поиски нетрадиционной формы...
wpd8ae26c1_1b.jpg
wpea5a44b2_1b.jpg
wpecc6ce1c_1b.jpg
wp26a73e81_1b.jpg
wp92a8b62d_1b.jpg
ткани
батик
wpc48a9e65_1b.jpg
wp1a2ffb1f_1b.jpg
wp269cb1de_1b.jpg