wp36cbd704.png
wp10275415.png
wp6426d02a.png
wpb0aa420e.png
wp68099331.png
wp7641023c.png
wpd44d23aa.png
wp9dac58c0.png
wp947b9484.png
wp57bd4341.png
wp30811bd3.png
wpa66212a0.png
wp7641023c.png
wpd7398051.png
wp57bd4341.png
wpa0684154.png
wp30811bd3.png
wp69071ce4.png
wp696a0199.png
wpb245aeb1.gif
ИРИНА ДВОРКИНА

«РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО. ПРАКТИКА. ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОСТЬ»
wped4ab55f.png
Главы второго тома:
Второй том посвящен истории и практическим приемам гладкого ткачества ковров и шпалер разных народов.
Первыми ковровыми изделиями были дорожки из шерсти, конопли, хлопка, шелка натуральных цветов. Позднее их начали «пестрить» разноцветными полосами и узорами. Со временем полосы исчезли и появилась традиционная для ковра замкнутая композиция.
В технике гладкого ткачества создавали старинные европейские шпалеры, она традиционна для современных российских художников, хотя трактуется более свободно.
В разделе «Соткать можно всё» подробно описана и показана техника ткачества. Овладев редким ремеслом, вы сможете создать своими руками текстильные изделия — от простых утилитарных вещей до ковров и гобеленов.
wp74c1dd4b.jpg
«Один пуст, один крыт...»

И как только его не называли: гладцовое, безворсовое, паласное, килимное, гобеленовое, шпалерное, плоскостное. Но наиболее оптимальным для подобного ткачества представляется термин «гладкое».
Техника гладкого ткачества прошла нелегкий путь от создания простых рогож, паласов, джеджимов и других подобных изделий, через разнообразные способы соединения цветных утков — к появлению декоративных приемов ткачества.
Гладкие ковры отличаются от ворсовых легкостью, на них идет в два раза меньше шерсти, требуется и меньше времени на работу.
Старинные шпалеры выполняли также в технике гладкого ткачества, используя разнообразные ткацкие переплетения. Для современных художников характерно более свободное применение древних приемов работы.

Ткачество с просветами

Ступенчатые геометрические мотивы рождались благодаря приемам ткачества с просветами, — одной из самых древних и распространенных техник в мире. В этих и последующих приемах уток создает одновременно и узор, и саму ковровую ткань.
При ткачестве на месте вертикальной границы двух цветов остаются длинные щелки, идущие параллельно основе (прием просветы на прямую нитку).
Ткачи, стараясь избежать щелок, делают линии диагональными и используют короткие просветы на косую нитку. Линия получается ступенчатой, но ткань будет более прочной.
Внешне ступенчатость воспринимается как художественный прием. Глядя на ковер, зазоры можно и не заметить, но на просвет они будут видны.
В русском узорном ткачестве техника называется закладной, так как цветные утки закладывают, отсчитывая по рисунку нити основы.
Ткачество с просветами широко использовалось в старинной шпалере, так как давало четкую границу цветовых пятен и позволяло избежать рубцов от сцепления утков. Эту технику предпочитали фламандские и французские мастера в прошлом, используют ее и в настоящее время.

Соединение утков

Следующая ступень развития ручного ткачества — техника соединения разноцветных утков. Благодаря этим приемам ткань получается более плотной и прочной, так как не имеет просветов. Но вертикальные линии на границе двух цветных утков получаются не столь четкими, как в технике с просветами.
Приемы соединения утков широко используются в русских, украинских, белорусских, молдавских, сербских коврах.
При ткачестве шпалер мастер имел право выбирать любой способ соединения утков, следуя при этом традиции. Приемы соединения утков, наряду с просветами, активно использовались, например, в немецкой шпалере, но редко во французской и фламандской. В старинной шпалере часто можно встретить и двойное сцепление утков, дающее четкую границу цветового пятна.

Декоративные приемы ткачества

Более сложные способы работы цветными утками расширили возможности декоративной разработки рисунка в коврах и гобеленах.
Для более четкого выявления узора делают контур. Он встречается в килимах, в старинной шпалере, иногда в со­вре­менном гобелене.
Один из интереснейших древних приемов гладкого ткачества — штриховка дает возможность живописной разработки цветовых пятен, плавного перехода от одного цвета к другому. Восточные ковроделы не пользуются штриховкой, но ее можно встретить в украинских килимах, румынских скоарцэ. В старинной шпалере и современном гобелене штриховка употребляется очень широко и в различных вариантах.
Отдельные фрагменты изображения можно ткать не только по горизонтали, но и в других направлениях, в зависимости от рисунка, традиционного стиля ткачества или желания автора. Даже однотонная поверхность, сотканная круглянием, становится живой, беспокойной, порой «бурлящей», как будто потоки нитей струятся в разные стороны.
Узоры в технике настилов создаются в процессе ткачества дополнительным цветным утком или разноцветными основами. Подобных приемов ткачества за тысячелетия изобретено немало: уточные настилы, прямые, диагональные, вертикальные, приемы терме, гаджари и др. Настилы обогащают фактуру гобеленовой ткани. Они применяются на отдельных участках или занимают почти всю поверхность гобелена.
Уток, в котором соединяют несколько тонких нитей разного цвета, называют меланжевым.
В коврах прием обычно не используется.
В старинной шпалере меланж редко можно увидеть, видимо, его применяли, когда не хватало нужного оттенка пряжи.
Перебор характерен для узорного ткачества. Изредка его используют современные художники гобелена. Цвет утка фона объединяет всю ком­­­по­зицию и создает некое мерцание.
Приемы обвивки  уточной нитью петлей вокруг нитей основы (односторонняя, прямая, встречная) привели к появлению новых типов ковров. Контурная обвивка рельефно выделяет детали рисунка ковра или гобелена. Некоторые группы ковровых изделий ткут целиком в этой технике. В старинной шпалере встречается обвивка рисунка по контуру, а также разнообразные приемы, близкие к свободной обвивке и полуобвивке. Современные художники часто используют в гобелене обвивки для создания рельефной поверхности в сочетании с гладким ткачеством.
В главе подробно рассмотрено ткачество народов разных стран и континентов, особенности ткачества старинных европейских шпалер и произведения современных художников.

Соткать можно всё

Для начала мы выясним, на чем мы будем ткать, что делает мастер прежде, чем сядет за ткацкий станок, как сделать эскиз для ткачества.
А затем уже начнем ткать. Сначала — самые простые изделия, используя несложные ткацкие приемы. С приобретением опыта, уверенность в собственных силах растет, и техника ткачества будет усложняться.
Образцы, гобелены и изделия, показанные в этой главе, созданы автором.  Хотелось бы, чтобы они послужили не столько образцами для копирования, сколько отправной точкой для ваших собственных фантазий.
Авторские работы смотрите в Галерее.
   

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ГЛАДКОГО ТКАЧЕСТВА
из второго тома опубликован в блоге.
wpebbe602d.jpg
wpdb50ebc1.jpg
wpd447933f.jpg
wp280c7f30.jpg
wp7ff24dad.jpg
wp83bfdc2e.jpg
wpcb0b32ed.jpg
wpb763096e_1b.jpg
ткани
батик