wp36cbd704.png
wpb245aeb1.gif
wped4ab55f.png
Древнее искусство ручного ткачества современно и сегодня. Многотомное издание совмещает исследовательские материалы с  популярной формой изложения. Широко знакомит с историей ковроделия, старинной шпалеры и современным гобеленом, раскрывает тайны ковровых узоров. В увлекательной форме обобщается практический опыт тысячелетий ручного ткачества.
Овладев  редким ремеслом, вы сможете создать своими руками текстильные изделия — от самых простых до ковров и гобеленов. Приемы работы подробно описаны и показаны в  иллюстрациях. Рекомендации по декоративной композиции, цвету и колориту помогут проявить собственную фантазию. Специальная глава посвящена крашению шерсти химическими и натуральными красителями. Книги широко иллюстрированы авторскими фотографиями и рисунками.
Справочный аппарат каждого тома включает обширную библиографию, словарь терминов и алфавитный указатель.
Издание представляет интерес для желающих освоить старинное ремесло, преподавателей,  художников, музейных сотрудников и всех, кто интересуется историей ткачества, ковров и гобеленов.
От крапивы до золотых нитей

Веками ткани и ковры делали из натуральных нитей: шерсти, шелка, хлопка. Они остались основными материалами для ручного ткачества и сегодня. Но существует и множество других текстильных волокон.
Сведения по истории применения и особенностях различных материалов дадут возможность осознанно использовать ту или иную пряжу в работе, извлекая из нее максимальный художественный эффект.
Особенности и качество волокна влияют не только на внешний вид тканого изделия, но и на его практические свойства при ткачестве и в быту.

Кошма ценней серебра

Шерстяной войлок — текстильное изобретение кочевников-скотоводов Евразии, предположительно, индоиранцев.
В 1970-е — 80-е годы самая древняя нетканая материя получила новую жизнь. Художники начали обращаться к технике валяния для создания войлочных ковров со свободным рисунком, уникальных объектов, одежды. В XXI веке возросшая популярность валяния привлекала к нему все больше художников и любителей рукоделия и в нашей стране. Кроме традиционных способов появились новые. От утилитарных кошм войлочный ковер вновь поднялся до уровня монументального искусства.
Войлок может быть жестким и плотным, как земля, и мягким и пушистым, как снег; стелиться толстым ковром и укрывать голову тонким платком; успокаивать душу теплыми гармоничными натуральными цветами и веселить глаз яркими или пастельными тонами.
Войлок — это то, с чего начиналась цивилизация, один из первых ковров, который изобрел человек, и древнейшее ремесло, оказавшееся вполне актуальным сегодня.

Прядение

Бесконечная нить, извлекаемая из спутанной кудели терпеливыми женскими руками, породила древний всеобъемлющий образ-символ непрерывности времени и пространства, связи и судьбы, мысли и времени.
У многих, в том числе индоевропейских народов, богинями судьбы являются пряхи.
Нить с древности служит символом поколений, преемственности, ряда, тем более веревка, ссученная из множества нитей, она как бы раздвигает понятие вширь.
Первое приспособление для прядения было очень простым: готовая нить, скрученная руками, наматывалась на палку. Проходили тысячелетия и, наконец, палку начали использовать не только для навивания, но и для кручения нити. Она превратилась в знакомое нам веретено с пряслицем. Прясть гораздо легче, если кудель к чему-то прикреплена, например, к рогатке.
Самая древняя форма прялки — простая палка длиной в 1—1,5 м с утолщением посередине. К ней привязывали кудель.
Сама прялка была олицетворением древа жизни, а в резных кругах, лучах, линиях заключена древняя космогоническая схема. Прядение — это бесконечное движение во времени. Непрерывно крутится веретено, и тянется нить жизни.

Возникновение ткачества

Первые ткани, еще грубые, изготовляли с помощью плетения. В отличие от ткачества в плетении нет разницы между основой и утком, нет и механического чередования нитей основы. Станок заменяют пальцы, ветви дерева, вбитые колышки и тому подобное. С появлением первых примитивных станков в VIII—II тыс. до н. э. ткачество отделилось от плетения.
Архаичные горизонтальные и вертикальные станки представляют собой набор палок и планок. Объединенные нитями основы они превращаются в ткацкий станок.
Станки почти одинаковы по конструкции. Главное различие — в расположении нитей основы относительно земли. На вертикальном станке основа расположена перпендикулярно земле. На горизонтальном станке, стелющемся по земле, нити основы идут, соответственно, параллельно земле. Поэтому станок в рабочем положении занимает больше места. Такая конструкция вполне гармонировала с обычаем сидения на полу.
Один из древнейших видов ткацких станков появился более 5000 лет назад и используется до сих пор. Называют его по самой интересной детали — поясным.

Инструменты

С древности и до наших дней в ручном ковроделии используют всего несколько инструментов. Они очень просты, хотя века и человеческая смекалка сделали их со временем более совершенными.
Гребни и колотушки используют при работе на наземных ковровых горизонтальных станках и вертикальных станках определенного типа. Гребнем прочесывают ворс, удаляя короткие и сухие волоски и сор, оправляют ворс перед стрижкой, тем самым затягивая и выравнивая узлы.
Колотушкой уплотняют нити утка и ворсовые узлы при ткачестве гладких и ворсовых ковров.
Ножницы для стрижки ворса должны быть длинными и острыми. Они прошли путь от обычных ножниц до специальных ковродельческих.
Нож. В древности узловую ворсовую нить отрывали руками. Такая работа, конечно, портила руки, а ворс получался неровный: и впрямь, «медвежья шкура». Позднее стали использовать ножи.
Челнок. При ткачестве уточную нить когда-то протягивали пальцами, потом стали наматывать на палку (веретено). При этом нити утка во время прокидки задевали за основу. Это привело к уплощению палки. Уток стали накручивать на дощечку с вырезами по краям — челнок.

Рождение ковра

Ковер прошел путь от грубых, примитивных до высокохудожественных изделий. У кочевых племен не было времени на выработку ворсовых ковров, которые требовали многих месяцев работы на широком станке. Поэтому у них больше развивалось войлочное, гладкое ковроделие и ткачество небольших изделий на узком станке. Менее прочные, чем ворсовые, зато легкие и небольшие коврики были удобны в кочевой жизни. Ковры с длинным грубым ворсом бытовали в горных, более холодных районах.
Кочевник не предъявлял особых требований к качеству ковра, его расцветке и орнаменту. Но в соседних земледельческих, садоводческих районах, культурных центрах Востока ковер, со временем, становится пред­­метом роскоши, украшением богатых городских домов, дворцов и храмов. Ковры начинают делать на продажу, повышается качество шерсти, плотность, художественная ценность. Ворс укорачивается.
Никакая ткань не выдержала бы столь многочисленных обязанностей, которые выпали на долю ковра. Но ковровая ткань прочна и долговечна.  Ценность ковра, если это истинное произведение искусства, возрастает год от года.

Ткачихи небесные и земные

У всех народов прядением и ткачеством распоряжались женские божества — подтверждение того, что это ремесло изначально было женской обязанностью.
Богини, покровительницы женского рукоделия, сами были прекрасными мастерицами и учили женщин своему искусству. Во времена Гомера ткачество — это занятие для богинь.
Похоже, Великие богини, посчитав на определенном этапе зазорным для себя заниматься прядением, передали эти функции мойрам. А остальные многочисленные обязанности распределили между множеством новых богинь, покровительствующих разным ремеслам. Мифы о небесных божествах со временем превратились в сказки про добрых и злых колдуний.
Земные ткачихи превратили грубое первобытное ремесло — ткачество в высокое искусство.
Придумывая, перенимая навыки у матерей, совершенствуя их, женщины во все века считали себя лишь скромными ученицами Великой Богини.
wpd734c5af.png
wp7a7f2174.png
wp473174e9.png
wp30811bd3.png
wp749b5d4b.png
wp10bdafa2.png
wpbbc6f540.png
wp3c2e0c78.png
wp7c510eb9.png
wpf1fb5f31.png
wp2b1bf802.png
wp960c430c.png
wp9dac58c0.png
wpe17b738d.png
wp04275847.png
wpda8109e6.png
wp10bdafa2.png
wpbbc6f540.png
wp2b1bf802.png
wp55a2c9ea.png
wpd146ec80.png
wp04275847.png
wp5e154737.png
wp06add5f2.png
wp960c430c.png
wp42c7017a.png
wpe5d1e6a4.png
wp960c430c.png
wpf6df6ee9.png
wpe17b738d.png
wpa49f4eaf.png
wp6426d02a.png
wp7a7f2174.png
wp6426d02a.png
Главы первого тома:
wp922e749a.jpg
wpd2b12a97.jpg
wp11e5dfe0_1b.jpg
wpf04c8fe9.jpg
wp34271e01.jpg
wp10d4fe54.jpg
wpf9527de9.jpg
wpa3c6e181_1b.jpg
wp34eebd72.jpg
ИРИНА ДВОРКИНА

«РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО. ПРАКТИКА. ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОСТЬ»
ткани
батик
wp5533b116.gif
wp660a0c95.png
wp5533b116.gif
wpd2fd4480.png