![wpef8e068e.gif](_wp_generated/wpef8e068e.gif)
![wpebfabaf5.gif](_wp_generated/wpebfabaf5.gif)
![техника индонезийского батика](_wp_generated/wpb2f7fd50.png)
![wp62456b35.png](_wp_generated/wp62456b35.png)
![wp11e7b588.png](_wp_generated/wp11e7b588.png)
![wp17e06fdb.png](_wp_generated/wp17e06fdb.png)
![wp42f7a422.png](_wp_generated/wp42f7a422.png)
![wp1d0ee1c5.png](_wp_generated/wp1d0ee1c5.png)
![wp484b9428.png](_wp_generated/wp484b9428.png)
![wp42f7a422.png](_wp_generated/wp42f7a422.png)
![wpe48d4d4a.png](_wp_generated/wpe48d4d4a.png)
![wpb1bf346d.png](_wp_generated/wpb1bf346d.png)
![wpf47d6ae6.png](_wp_generated/wpf47d6ae6.png)
![wpe48d4d4a.png](_wp_generated/wpe48d4d4a.png)
![wp76b06e6f.png](_wp_generated/wp76b06e6f.png)
![wp39f8dab9.png](_wp_generated/wp39f8dab9.png)
![wp42f7a422.png](_wp_generated/wp42f7a422.png)
![wp6b18fa1b.png](_wp_generated/wp6b18fa1b.png)
![wp3a800d95.png](_wp_generated/wp3a800d95.png)
![wp1d0ee1c5.png](_wp_generated/wp1d0ee1c5.png)
![wpf47d6ae6.png](_wp_generated/wpf47d6ae6.png)
![wp279eaedb.png](_wp_generated/wp279eaedb.png)
![wpd74645a3.png](_wp_generated/wpd74645a3.png)
![wp7c8c1879.png](_wp_generated/wp7c8c1879.png)
![wp484b9428.png](_wp_generated/wp484b9428.png)
![wpb2f7fd50.png](_wp_generated/wpb2f7fd50.png)
![wp6e14e81c.png](_wp_generated/wp6e14e81c.png)
![wp5cbb76c9.png](_wp_generated/wp5cbb76c9.png)
![wp484b9428.png](_wp_generated/wp484b9428.png)
Батик у яванцев - не просто ткань с рисунком. Это некое живое существо, в котором находят приют духи предков по материнской линии. Сама ткань является оберегом женщины. Отсюда и бытование ритуальных священнодействий во время окрашивания тканей.
Процесс создания яванского батика очень сложен. На роспись куска ткани (для каина длиной 220 см
и шириной 105 см; для саронга - 250х150 см) уходит
от двух недель до полугода. Ткани с очень тонкими узорами расписывали до двух лет.
Этапы работы над батиком
1. После стирки на ткань наносят крахмал и отбивают деревянными молотками.
Для традиционного батика употребляют только хлопчатобумажные или льняные ткани. Разрезанные куски материи несколько дней подготавливают
к росписи. Сначала их размягчают в воде 1 - 2 дня, затем стирают и просушивают. Кипятят в рисовом крахмале
15 мин., чтобы воск не входил слишком глубоко в ткань.
По другому способу ткань после стирки выдерживают 6 - 12 дней в растворе арахисового или касторового масла и щелока из золы рисовых стеблей и трут несколько раз в день.
В заключение ткань отбивают колотушками. Гладкая эластичная ткань позволит создать батик высокого качества.
2. Узор наносят расплавленным воском с помощью инструмента чантинга или штампа.
3. Покрывают воском остальные места, которые не должны быть окрашены синим цветом.
4. Первое погружение в краситель дает индиговый цвет. Ткань опускают в холодную краску много раз в течение полутора недель и даже больше.
5. Тупым ножом счищают воск с тех мест, которые должны быть окрашены во второй - коричневый цвет. Закрывают воском синие детали рисунка.
6. Покрывают воском части рисунка, которые должны остаться синими.
7. Второе погружение в краситель дает коричневый цвет, а на тех местах, которые были окрашены синим
и не закрыты воском, получается черный цвет.
8. Воск легко удаляют, окуная ткань в кипяток, просушивают ее и погружают в щелочной раствор. Несмотря на прочность растительных красителей, их закрепляют в растворе из буры, квасцов, сахара и сока лимона.
В заключение ткань стирают. Такой батик никогда не полиняет.
Столь сложный процесс создания тулис-батика сохраняется лишь в нескольких мастерских Центральной Явы. Большинство батиков сегодня изготовляют с помощью небольших медных штампов - чапов, которыми наносят воск.
И хотя узор с помощью штампа получается более точным, чап-батик теряет свою одухотворенность, очарование рукотворной линии, в которую вложены
и мысль и чувство.
Расплавленный воск льется через узкий носик чантинга, а искусная мастерица быстро ведет его по ткани, нанося тонкие узоры на лицевую, а затем изнаночную сторону полотна, глядя уже на просвет.
После каждого опускания в краситель ткань высушивают,
и под действием кислорода она приобретает все более темный синий цвет.
© 2006 И. Дворкина
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
Просьба к авторам сайтов и книг : если у вас возникло непреодолимое желание
использовать мои материалы, обратитесь за разрешением и не забудьте указать автора.